четверг, 26 мая 2016 г.

Путешествие в Ливан. (Бейрут, Тир, Сидон, Библос - 2011)

Осенью 2010 года, прикупив у Аэрофлота относительно недорогие билеты в Дамаск, который, кстати, мы уже посещали годом ранее, я решил, что в этот раз нужно посетить Ливан и Иорданию. Познакомившись на форуме С.Винского с ребятами из Самары, мы определились с основными точками по маршруту и встретившись в Шереметьеве вылетели в столицу тогда ещё мирной и процветающей Сирии.
В дамаскском аэропорте нас встретил друг наших новых знакомых, высокий и статный араб, прекрасно говорящий по русски, и на своей машине довез до Дамаска, где провёл по ночным улочкам старого города, угостил самой вкусной на Ближнем Востоке (и это факт!) шаурмой и айраном, а потом отвёз на автовокзал Аль Сумария, где помог договориться с таксистами, чтобы нас отвезли в Бейрут. Договорившись, что за 4000 лир (~85USD за 4-х человек) нас довезут до места, мы попрощались с нашим новым сирийским другом и в глухую ближневосточную ночь отправились в Ливан. Границу прошли быстро, т.к. народу, практически не было и где-то часам к 9-ти утра прибыли в Бейрут, совершив по пути всего одну остановку, чтобы попить кофе и немного перекурить.
3-го января Бейрут встретил нас солнечной и тёплой погодой. Ещё дома я взял на примету и записал адреса пары относительно недорогих бейрутских отелей. Водилу попросили довезти нас до al-Nazih pansion, но по приезде оказалось, что он полностью забит туристами, поэтому пришлось использовать второй вариант, который вообще оказался хостелом. Разумеется, наши спутницы (Световка и супруга Ильяса) жить в ливанском хостеле категорически отказались. Хорошо, что наши попутчики довольно неплохо говорили по арабски, поэтому после распросов местного населения, нам посоветовали отель в районе Хамра, а пока мы оставили свои вещи в хостеле и пошли изучать город, а заодно и найти порекомендованный нам Regis Hotel.

Бейрут оказался настоящим мультикультурным мегаполисом, соединившем в себе, как мусульманские, так и христианские традиции. Может быть поэтому он мне сразу понравился.
Что, несомненно, радовало и удивляло, так это совершенно невообразимое смешение архитектурных стилей и эпох. В Бейруте, на небольшом клочке земли, можно одновременно почувствовать себя и в достаточно современной  Европе, и в старой Азии, и даже, местами, в древнем Риме!
А ещё в эти дни, в центре Бейрута ощущался дух Рождества!
Правда, не смотря на нарядные ёлочки, на некоторых зданиях до сих пор чётко видны следы прошедшей когда-то гражданской войны в виде выщерблен от пуль крупноколиберных пулемётов. Наверное, их специально не штукатурят, чтобы люди помнили, что они творили.

Когда гуляли по старому городу увидели очень старую мечеть Омари, когда-то в стародавние времена бывшей и церковью крестоносцев и даже древнеримским языческим храмом. Ребята строители, занимавшиеся там ремонтом фасада, когда узнали. что мы из России, пустили нас вовнутрь, хоть мечеть и была закрыта. Спасибо простым ливанским пацанам! :)
 В такой красоте, даже захотелось немного почувствовать себя муллой

После прогулки по старому городу мы немного перекусили шаурмой и вернулись в отель, чтобы хоть часок-другой отдохнуть, всё-таки всю ночь были в дороге и практически не спали.
Немного отдохнув мы снова отправились гулять по Ливанской столице, на этот раз решили погулять вдоль моря. Набережная в Бейруте шикарная, настоящий европейский променад! Кто-то, просто отдыхает, любуясь на море и попивая свежевыжатый сок

Кто-то ловит рыбку
 А кто-то занимается физкультурой на свежем воздухе
Кстати, по вечерам на набережной собирается довольно много народа, причём, чуть ли не половина из них, отдыхает весьма активно, т.е. бегает. Особенно прикольно было наблюдать за некоторыми весьма симпатичными и довольно спортивно-фигуристыми девчонками в кроссовках, обтягивающих лосинах и при этом, накрашенных и в красивых разноцветных хиджабчиках!
Кроме основной пешеходной набережной, мы так же погуляли вдоль моря в сторону автовокзала, разглядывая шикарные моторные и парусные яхты на фоне бирюзового моря и снежных ливанских гор.
В общем, этот день прошёл весьма насыщенно и плодотворно. Перекусив в одной из многочисленных кебабошных и воскурив благородный кальян, мы решили отправляться в отель и залечь пораньше спать, т.к. день и ночь перед ним выдались довольно суматошными и мы реально устали от переездов/перелётов и обилия впечатлений за этот, действительно перенасыщенный день. На завтра была запланирована поездка в древние финикийские города Тир (он же Сур) и Сидон (он же Сайда).

Встав пораньше, мы взяли такси и за 2000LL(Ливанская лира, он же фунт) добрались до автостанции, с которой отходят автобусы в Тир и Сидон. Решили начать с Тира/Сура, т.к. он находится дальше от Бейрута, почти на границе с Израилем, а на обратном пути заехать в Сидон/Сайду. Стоимость проезда Бейрут-Тир=4000LL, Тир-Сидон=2000LL.
С погодой в это утро, как-то не задалось. Накрапывал мелкий противный дождик, увлажнявший и охлаждавший, и без того не очень теплый утренний воздух.
Нужно отметить, что в своё время, Тир был одним из мощных финансово-логистических центров древней Финикии, а по сему и довольно богатым, и красивым городом. Нынче же о былом великолепии этого, некогда прославленного города, напоминают только чудом оставшиеся с дех давних времен руины величественных храмов...
да остатки улицы эллинского периода
Рядышком расположено красивое мусульманское кладбище
Современный же Тир ничего особо интересного из себя не представляет. Немного старых средневековых стен и центральный крытый рынок, по которому мы тоже, разумеется, прогулялись

Правда, на побережье мы наблюдали множество так называемых чёрных копателей, которые в масках и гидрокостюмах процеживают дно недалеко от берега и-таки находят там периодически различные монет опять же разных эпох.
Даже мы нашли одну или две монетки, покавырявшись буквально несколько минут! Поэтому, можно себе представить, сколько там всего можно найти, если подойти к вопросу творчески и не спеша :))
Резюмируя, могу лишь сказать, что Тир/Сур меня не особо впечатлил.

Слегка перекусив возле рынка местной шаурмой, мы сели в автобус и направились в Сидон, являющийся одним из древнейших городов Финикии. Своего наивысшего расцвета, город достиг уже к 10-му веку, причем, ещё до Нашей эры! К тому же, в Библии Сидон упоминается , как одно из мест, которые посетил Иисус Христос вместе с учеником и будущим апостолом Павлом. Такой вот, необычный городок :))

К тому моменту, как мы прибыли в Сидон, погода слегка улучшилась, но, к сожалению не на столько, на сколько хотелось бы нам. Первым. что мы увидели, оказалась старая крепость Калаат аль-Бахр на берегу моря.
 Крепость оказалась весьма фотогеничной, жаль только, что солнышко в этот день нас совсем не баловало своим присутствием, скрываясь по большей части за толстой пеленой мрачноватых облаков.

А это наши попутчики, Ильяс и его супруга Альфия из Самары

Кроме того, в Сидоне можно посмотреть караван-сарай Хан аль-Франдж, мечеть XIII века Баб аль-Сарай, дворец Фахр ад-Дина, старую маронитскую церковь Святого Ильяса, мыловарню XVII века, в которой теперь расположился музей мыла, ну и так, по мелочам.

Неспешно гуляя по узким и кривым улочкам старого города, мы совершенно случайно набрели на какой-то музей :) Музеем оказался старинный дом, когда-то принадлежавший какой-то знатной французской семье. Быт тех времен воссоздан совершенно замечательно. Дяденька - смотритель музея, очень обрадовался, завидев нашу компанию и совершенно бесплатно провел нам небольшую экскурсию, правда, на арабском, но Ильяс, довольно неплохо знающий этот язык, по мере сил переводил нам рассказ смотрителя. В общем, незапланированная экскурсия по музею нам очень даже понравилась! :))

Собственно на этом, сегодняшнюю программу можно было считать выполненной и даже слегка перевыполненной. Поэтому, ещё немного погуляв вдоль набережной, мы дождались автобуса в Бейрут и благополучно покинули #Сидон. Так что, резюмируя, могу сказать, что одного дня на посещение Тира и Ситдона, вполне достаточно, даже не смотря на довольно короткий зимний световой день.
На завтра у нас было запланировано посещение легендарного Библоса, одного из немногих христианских городов Ливана.

В этот день нам предстояла поездка в овеянный легендами #Библос. Встав пораньше, мы направились пешком до автостанции Шарль Хело, откуда стартуют автобусы в сторону Библоса или, как его называют нынче на арабский манер, Джубейль.
Стоимость билета до Библоса оказалась такой же, как и до Сидона, т.е. 2000LL. Ехать оказалось не так уж и далеко. Не прошло и часа, как мы подъехали к пункту нашего назначения. Ребята спросили у водилы где нам лучше выйти, чтобы быстрее попасть в старый город, после чего он тормознул возле небольшого моста и сказал, чтобы мы прошли под ним и дальше держали направление в сторону моря. Так мы и поступили. По дороге заглянули в местный супермаркет, где набрали всяких местных вкусностей в виде сыров и копченого мяса, ну и местного хлеба, разумеется. Напомню, Библос, является одним из немногих ливанских городов, где население, в подавляющем большинстве, исповедует христианство. Поэтому, как мне показалось, Библос больше похож на какой-нибудь итальянский или испанский городок, но уж точно не на арабский. Ну и в магазинах, соответственно, можно спокойно прикупить пива-вина, ну и разных вкусных мясных изделий, в том числе и из свининки и прочих совершенно нехаляльных вещей. В общем, Библос мне сразу как-то понравился своей чистотой и какой-то европейской ухоженностью.

Затарившись всякими вкусняшками, мы направились искать вход на территорию древнего города. По пути мы наткнулись на общественный туалет, кстати, единственный, обнаруженный нами за всё время пребывания в Ливане. Пока девчонки посещали заведение, мы с Ильясом, совершенно случайно обнаружили в заборе, окружающем территорию развалин, проделанную кем-то довольно приличную лазейку и, разумеется, воспользовались ею, сэкономив таким образом 24000 LL :)) (На 4-х, разумеется), в чём, несомненно, хотелось бы покаяться перед Ливанской стороной. В общем на территорию древней части Библоса мы попали совершенно нелегально и к тому же совершенно бесплатно!
К сожалению, от того самого, древнего Библоса почти ничего не осталось. Зато погода потихоньку стала налаживаться, выглянуло солнышко и сразу стало как-то веселее :) Территория Археологического комплекса оказалась не очень большой, поэтому обошли мы её довольно быстро.

Немножко сэлфи на фоне живописных руин легендарного города

А вообще, место оказалось довольно красивым и каким-то умиротворённым, особенно, когда дошли до небольшой возвышенности, с которой открывался вид на море
Увидев этот "домик" мы подошли к нему ближе
 и увидели старую деревянную дверь, сплошь покрытую автографами побывавших здесь туристов. Стыдно признаться, но я тоже не выдержал и-таки совершил акт вандализма, оставив небольшую надпись о том что "Света и Серёжик из Смоленска тоже побывали здесь" :)
Погода, тем временем, опять стала портиться, поэтому погуляв ещё немного по этим живописным развалинам,
мы решили выдвигаться в обратный путь и по возможности, заехать в Джунию, где на горе возвышается огромная статуя Девы Марии.

1. Элеонора01 февраля

Интересно и познавательно.Очень похоже на Турцию, только там почище))А что за пятаки в каменной кладке?

2. Ну да, в Турции почище, т.к. она всё-таки побогаче, да и под туризм "заточена".
    А в кладке, это не "пятаки", это в более поздние времена при строительстве остатки древних колонн закладывали, чтобы сэкономить на стройматериалах ;)