пятница, 29 января 2016 г.

Краски Борнео. Часть 2 - Кота-Кинабалу и близлежащие острова (Borneo. Sabah, Malaysia - 2013)

Первую часть отчёта о наших приключениях на Борнео можно почитать здесь.

В назначенный день и в назначенное время, мы, точно по расписанию вылетели из Сандакана в столицу штата Сабах, Кота-Кинабалу. Учитывая, что стоимость авиаперелёта оказалась всего на несколько долларов (порядка 8-9-ти) дороже 11-часового переезда на автобусе, я в очередной раз убедился в правильности своего выбора. На этот раз перелет прошел без приключений и каких-либо эксцессов, что было особенно приятно, вспоминая наш недавний опыт добирания до Сандакана, описанный в предыдущей части отчёта.
Подлетаем к столице штата ! :))
Т.к. прилетели мы довольно рано, то решили добираться из аэропорта до города на общественном транспорте. Вообще, до города курсирует специальный автобус 16А (стоимость проезда 1,5 MYR), но ходит он не очень часто, поэтому, подождав его минут 15, мы решили, что добираться придется на чем-то другом. На форумах я читал, что практически все автобусы и маршрутки идут до Вавасана (Wawasan bus terminal), расположенный возле одноименного торгового центра Plaza Wawasan. Поэтому, пройдя от аэропорта по дороге минут 20, мы запрыгнули в первую попавшуюся маршрутку, естественно, сначала поинтересовавшись идёт ли она до Вавасана, и минут через 15 прибыли в нужную точку, оказавшуюся конечной остановкой. До выбранного мною отеля New Sabah, расположенного совсем недалеко от набережной мы дошли пешком осматривая город. Идти оказалось не так уж и долго, всего минут 20-25. Отельчик оказался довольно скромным, но недорогим и вполне пригодным для недолгого проживания.
Немного отдохнув после дороги, мы прогулялись в поисках недорогих едален, в одной из которых и отобедали или, скорее отужинали, а потом, как все нормальные люди, отправились на набережную, чтобы прогуляться вдоль моря и понаблюдать за закатом.

Понаблюдав чуток вместе с окружающей публикой за немного облачным и мрачноватым закатом, мы решили немного прогуляться вдоль моря, посмотреть на вечернюю жизнь столицы Сабаха, а заодно и пошариться по магазинам в поисках рекомендованного знакомыми эксклюзивного саравакского арака - это такой местный крепкий спиртной напиток, приготовленный с использованием различных вкусных и целебных травок.
По пути набрели на один нехилый сифудовский ресторан, предлагающий своим посетителям, в основном представленным туристами из Китая, самые свежие и крутые дары моря. Ресторан, действительно оказался классным.
Прежде чем сесть за столик, посетители, прогуливаясь возле больших аквариумов, сами выбирают, кто из представителей морской фауны станет их жертвой, ну и соответственно ужином. А выбрать там есть из чего, ну или кого :))
 Правда, справедливости ради, следует отметить, что ценники в данном заведении, ну совершенно негуманные, ну во всяком случае, для скромных российских бэкпекеров.
Вожделенный напиток мы, всё-таки нашли на нижнем этаже большого торгового центра, буквально в паре минут ходьбы от нашего отеля. Там же, возле отеля купили абалденного вяленого китайского мяса с пряностями и отправились в отель, чтобы отметить наше прибытие в столицу Сабаха.
Арак, действительно оказался ооочень вкусным и не очень крепким, по вкусу больше похожим на какой-то ликер, а под вяленое мяско, так вообще, пошёл на удивление хорошо! В общем, спалось в эту ночь, просто исключительно, даже сильнейший ливень с грозой, начавшийся ещё вечером, не сильно отвлекал от сна.

Утром следующего дня я выглянул в окошко и оценил масштаб вчерашнего ливня. Город напоминал небольшую "венецию". Ехать в такую погоду куда-то на острова или ещё на какую-нибудь природу как-то не хотелось, поэтому сегодня мы решили посетить Музей Сабаха. Т.к. торопиться в этот день было особо некуда, добираться до музея решили пешком. Навигатор в планшете показывал, что идти до музея минут 40-45. Нормально, жары с утра нет, хоть и влажность слегка зашкаливает, заодно и город посмотрим.
Город оказался достаточно современным и довольно ухоженным. Даже после такого ливня, грязи на улицах, практически не наблюдалось, да и вода стекала по специальным желобам довольно быстро, так что пока добирались до музея, ноги мы так и не промочили :))

Так уж получилось, что на территорию Сабахского музея мы вошли не с центрального входа, а совсем даже наоборот
и сразу же попали в некое подобие старой малазийской деревни, в которой были представлены различные жилые и хозяйственные постройки старых, ещё доколониальных времён, относящиеся, как я понял, к различным этносам, населяющим остров.
Народу вокруг не наблюдалось совсем, поэтому мы не спеша обошли все строения и даже заглянули в некоторые из них.
Стоит отметить, что быт у жителей Малайзии тех времен был совсем скромный и, я бы даже сказал, минималистично-спартанский.
Зато, нынешние жители страны трепетно относятся к наследию предков и в меру сил стараются сохранить аутентичные здания от возгорания.
Пройдя мимо красивого и современного здания музея Ислама
мы попали в очередную "этническую деревню", расположившуюся по берегам небольшого и живописного пруда, усыпанного разноцветными пятнами цветущих лотосов.
В этой экспозиции малазийский быт того времени был представлен более развернуто

Обойдя ещё пару построек подобного типа и полазив внутри них
мы наконец добрались до здания непосредственно самого музея
По пути встретили местных молодожёнов :))

Перед входом в здание выставлено несколько экспонатов

На входе вот такой вот красивый плакат, олицетворяющий единение малазийской нации.
Фотографировать в музее вроде как запрещено, но пройти мимо скелета кита и не разу его не щелкнуть было бы просто преступным и я бы себе такого не простил :))
Не скажу, что экспозиция музея сильно впечатлила, но всё же сходить в него по любому стоило. В основном были представлены чучела всяческих животных и птиц, обитающих на острове, ну и различные предметы быта островитян, относящиеся к разным эпохам: от палеолита до наших времён, ну и, разумеется, всевозможные костюмы, в основном праздничные, разных племён, населяющих Борнео.
Справа от входа есть открытая экспозиция, на которой представлены различные транспортные средства, в некоторых из которых можно даже посидеть и почувствовать себя жителем острова тех времен.
В целом, впечатления от посещения музея оказались довольно неплохими, не смотря на не самую крутую, из виденных мной, экспозицию. Зато очень понравились этнические деревеньки. В общем, посетить музей Сабаха в любом случае стоило.
Возвращаться из музея решили на общественном транспорте, но по пути решили заглянуть в главную мечеть столицы Сабаха с красивым названием Masjid Negeri Sabah, тем более, что идти до неё от музея было всего минут 15. Правда, погода совсем распогодилось и жаркое послеполуденное солнце пекло немилосердно, но разве это может остановить настоящих путешественников?! :))
И действительно, навигатор не соврал, и уже через 15 минут мы подходили к необычному, во всяком случае, с точки зрения классического ислама, зданию мечети. Ну что тут говорить, смотрите сами.
Здание оказалось очень современным и красивым. Во внутрь я заходить не стал, т.к. одет был немного не по теме. Поэтому, чтобы не травмировать чувства правоверных мусульман своим, немного неподобающим для посещения храма видом, решил погулять вокруг и просто пофотографировать. Световка в это время сидела в тени одного из больших деревьев и так и не вылезла из тени, чтобы поближе рассмотреть это не совсем обычное здание.
В отель возвращались на обычном городском автобусе, остановка которого оказалась совсем недалеко от мечети.
После довольно позднего обеда и небольшого отдыха от дневной жары, вторую половину дня мы провели в неспешных прогулках по магазинам и рынкам города.
 Интересно, почему пошивом одежды здесь занимаются мужики?!

Вечер же, по заведенной здесь традиции, встретили на набережной. В этот раз, закат над морем и близлежащими островами был намного интереснее.
А ещё, встретили на набережной вот такого вот необычного персонажа :))

И в очередной раз нам предстояло решить, чем же сегодня заняться и куда податься. Многие едут на Борнео и конкретно в Кота-Кинабалу, чтобы слазить на самую высокую вершину острова - гору Кинабалу. Световка ещё до отъезда из дома заявила, что на гору не полезет ни при каких раскладах, а одному мне туда тоже переться было как-то не в жилу. Кроме того, как один из вариантов, рассматривалась поездка на расположенные у подножья всё той же горы Кинабалу, горячие источники Poring Hot Springs, но ввиду того, что только на дорогу к этим источникам нужно потратить 2,5-3 часа и это в одну сторону, данная идея тоже казалась не особо удачной, т.к. тратить 6 часов на дорогу, чтобы поплескаться час-полтора в горячей воде тоже не очень-то хотелось. Поэтому, после недолгого обсуждения, было решено, что сегодня мы проведем день на пляже одного из расположенных неподалёку островов, входящих в группу под названием Tunku Abdul Rahman National Park.
Добраться до вышеозначенных островов можно на катере с пирса Kota Kinabalu Ferry Terminal, он же Jesselton Point. От нашего отеля до пирса было всего минут 15 пешком, причём по прямой. И вот мы уже у входа.

Билеты на лодку можно купить, как на один остров, так и на все острова сразу, только при этом нужно учитывать, что трансфер до островов и обратно совершается с 7:30 утра до 17:00, а последний катер на материк отплывает в 16:30. Кроме билетов на острова, там же, на пирсе можно за отдельную плату взять в аренду ласты и маску для подводного плавания, т.к. вокруг островов есть коралловые рифы.
Всего в архипелаге 5 островов: Gaya(самый большой), Manukan, Sapi, Sulug и Mamutik (самый маленький). По отчетам на форумах я знал, что малые острова - Манукан, Мамутик и Сапи не сильно отличаются друг от друга, но самый лучший снорк всё-таки на Манукане, поэтому мы и решили сплавать именно на него.
Пора отчаливать
Минут через 15 мы причалили к островному пирсу.
На Манукане, в конце причала, перед тем, как сойти на остров, есть специальный домик, войдя в которой нужно оплатить специальный экологический сбор за въезд в морской парк в размере 10 MYR с человека. Этот абонемент даёт возможность посещать все острова парка в течении дня, т.е. повторно на других островах платить не нужно. Т.к. в этот день мы не планировали посещать остальные острова архипелага, я решил немного сэкономить и за несколько метров до конца пирса снял тапки и просто спрыгнул на пляж, пройдя немного в сторону и дожидаясь свою вторую половину. Через пару минут, Световка заплатив свои 10 MYR, подошла ко мне. Теперь осталось найти нормальный и немноголюдный пляжик и желательно, чтобы рядом с ним были рифы. Коллеги с форумов советовали следующее: "После прибытия на остров, сойти с лодочного пирса - все, а это в основном китайские и корейские туристы, идут на пляж направо. Идете налево, в противоположную сторону (там надо сначала немного пройти через территорию отеля). 200-300м от пирса будет компрессорная станция - точно напротив нее самые лучшие кораллы". Так мы и поступили и, надо сказать, не прогадали. Пляж оказался, действительно почти пустым и относительно чистым.
Кроме того, недалеко от пляжа, действительно оказались кораллы, хоть и не такие разнообразные, как на Красном море или в Амеде(на Бали), но тем не менее. Рыбок тоже было довольно много, хоть и разнообразием они опять же уступали вышеперечисленным местам.
После небольшого снорка, я оставил Световку на берегу, где она продолжала поджаривать свою уже и без того покрасневшую тушку, а сам по тропе отправился через островные джунгли на юго-западную оконечность острова.
Минут через 20 я дошел до мыса, на котором располагается небольшой view-point, с которого открывается вид на другую сторону острова Манукан и некоторые близлежащие острова. Народу тут не было вообще.
Чтобы получше рассмотреть окружающую красоту, я по тропе спустился на каменистый берег и не пожалел
 Порелаксировав на эту красоту минут 15, я пустился в обратный путь, т.к. нужно было ещё успеть окунуться и попасть на катер, отходивший на материк, а они (катера) ходят, ну почти по расписанию :) грубо говоря - каждый час.
Кстати, на острове есть пара отелей для тех, кому не нравится городская суета, ну и кого много денег, т.к. ценники в местных отелях, мягко говоря, неадекватные (вроде от 200USD/сутки)

Вернувшись с острова, по дороге в отель, мы заглянули в громадный торговый центр Suria Sabah,
в котором на самом верху есть приличный фудкорт с балконом, с которого открывается вид на пирс и остров Гайя.
Ну а вечер. провели на набережной, барражируя между многочисленными едальнями и филиппинским рынком, на котором и отужинали свежезапеченными  мини-кальмарами, хотя, может это были и каракатицы, и прочими вкусняшками по вполне приемлемым ценам.

Очередной день на Борнео было решено посвятить местному зоопарку - Lok Kawi wildlife park, открытому в пригороде Кота-Кинабалу в феврале 2007 года. Добираться до него решили традиционно, т.е. на общественном транспорте. Дойдя до Вавасана, мы сели на автобус №13 и минут за 20-25 и 2MYR с человека доехали до конечной, на которой нужно было найти маршрутку, идущую до зоопарка. Маршрутку-то мы нашли быстро, но мы были единственными, кто хотел уехать, так что, водила предложил нам либо подождать неопределенное время, пока не наберется достаточное количество народа, либо оплатить его услуги по доставке нас в зоопарк, правда стоимость данного предложения нам совсем не понравилась. Поэтому, не долго думая, мы вышли на дорогу и стали стопить всех подряд.
Не прошло и 10-ти минут, как на наш призыв остановилась миниатюрная машинка, за рулём которой сидела миловидная девушка в стильном хиджабе и спросила, куда нам нужно, на что я ответил, что в Lok Kawi wildlife park. Девушка мило улыбнулась и пригласила нас в свой автомобиль. Разумеется, по пути барышня поинтересовалась откуда мы такие крассаффчики прибыли и узнав, что из России, сильно удивилась, но при этом заулыбалась ещё шире. 15 минутная поездка пролетела незаметно. Мы сердечно поблагодарили нашу спасительницу за то, что не побоялась подвезти двух странных иноземцев. И вот мы у входа в зоопарк.
Территория парка весьма обширна и помимо собственно зоопарка, включает в себя ещё и ботанический сад
Времени на осмотр всего этого "безобразия" у нас было более, чем достаточно, поэтому решили особо не торопиться и по-подробнее посмотреть всё что здесь есть. Кроме всевозможных зверюшек, довольно широко представленных в зоопарке, очень хотелось увидеть некоторые виды местной малазийской фауны, а именно, плотоядные цветочки непентесы или, как их ещё называют, кувшиночники, но их решили оставить на последок, а начать всё-таки с птичек и зверей.
Птички
Олени
Местные эндемичные слоники, довольно сильно уступающие в размерах обычным азиатским слонам, живущим на материке

Присутствовал тут и свой, местный "Балу"
и даже Шерхан
 А также, забавное рыжее семейство орангутанов

Также интересно было понаблюдать за семейством выдр, правда фотографировать их было довольно сложно, ввиду их совершенно чумовой скорости и подвижности.
Зато, страусы особо не стеснялись и позировали сами, проявляя к людям любопытство

Рядом со страусами прятались в высокой траве пара миниатюрных тропических оленьков

Далее вышли на крупный, а в некоторых случаях и ооочень крупный, рогатый скот :)
Главный папа постоянно присматривал за своим гаремом

Ещё одни представители крупного и ооочень рогатого поголовья :))
Весьма серьёзный "дядька". Один взгляд чего стОит!

Аллея, проходящая мимо загонов с буйвалами вывела нас ко входу в ботанический сад, точнее даже, парк, расположившийся на поросших буйной тропической растительностью склонах невысоких холмов.
Пройдя немного по указателям,
встретили первого обитателя этого парка, причём относящегося к ползающей фауне. Бррр... какая мерзость
Зато потом пошла настоящая красотища
Не смотря на начинающий периодически накрапывать мелкий дождик, бродить по слегка заросшим тропинкам парка было довольно приятно.
 Папоротники тут, просто шикарные!
 В общем лазили мы, лазили, а непентосы нам пока так и не попадались, как вдруг, я увидел почти заросшую растениями табличку, указывающую нужное направление. Пара минут подъёма в горку и вот они, странные и красивые плотоядные цветы!
А ещё попались странные растения с почти синей листвой
Короче говоря, впечатления от посещения ботанического сада остались весьма благоприятные. Когда мы уже покидали его территорию, увидели маленькую беседку, в которой обнаружили книгу отзывов. Я предложил оставить и свой отзыв в этой книге, и когда подошел ближе, увидел, что кто-то, буквально перед нами тоже оставил свой отзыв о посещении сада, причем, что нас немного удивило, на русском языке.
По пути из ботанического сада, сначала встретили маленькую смешную поньку
 и небольшого любопытного орангутанчика
а когда подходили к вольеру со знакомыми уже нам обезьянами-носочами, заметили даму с большим фотоаппаратом, которая заслышав нашу речь, обратилась к нам на Великом и Могучем. Через минуту подошел и её спутник. Как выяснилось, ребята, Элеонора и Юрий, оказавшиеся нашими соотечественниками из Краснодарского края, уже около трёх лет путешествуют по Юго-Восточной Азии, а на Борнео заглянули, буквально на пару дней. Волею судеб наши пути пересеклись именно в зоопарке Кота-Кинабалу. Оказалось, что наши новые знакомые последнее время проживают на филиппинском острове Панглао, который буквально вчера тряхонуло так, что мало никому не показалось (про сильное землетрясение на Филиппинах в эти дни писали все новостные сайты) и вот теперь их одолевали не самые радужные мысли по поводу своего возвращения на Филиппины. Ребята реально опасались застать своё жилище в руинах, но, как говорится, жизнь - есть жизнь и ничего тут не попишешь (в последствии оказалось, что их домик устоял и почти не пострадал), а пока мы решили вместе сходить на небольшое представление с животными, разыгрывающееся для посетителей зоопарка в небольшом амфитеатре, после чего, также вместе решили добираться до города.

После небольшого представления для посетителей зоопарка, длившегося где-то минут 20
все желающие могли сфотографироваться с местными обитателями
Красавчик геккон-альбинос

По окончании представления, мы, теперь уже вчетвером, покинули территорию зоопарка и вышли на дорогу, чтобы тормознуть какой-нибудь попутный транспорт и добраться до города. Естественно, ответственными за "ловлю" попутки были назначены девчонки, т.е. Эля и Света :))
Не прошло и пяти минут, как нашим боевым подругам удалось тормознуть здоровенную Тойоту, за рулём которой восседал солидный дяденька, с виду больше похожий на китайца, а не на малайца. В общем, минут через 25 приятной поездки мы прибыли в Кота-Кинабалу. Брать с нас деньги дяденька категорически отказался, хоть мы и предлагали. На сэкономленные деньги решили отметить наше знакомство и первым делом пошли в супермаркет, чтобы прикупить так понравившегося нам аравакского аррака.
Затарившись вкусным арраком и конфетами с начинкой из дуриана и манго, мы направились на набережную, где в одном из многочисленных ресторанчиков заказали себе покушать и 4 пустых стаканчика для напитков. Наши новые знакомые, буквально с первой рюмки оценили божественный вкус и силу этого, воистину, целебного напитка :)) А когда мы уже все допили и, практически, доели, то услышали какие-то крики и весь, окружающий нас за соседними столиками народ, почти одновременно ломанулся в разные стороны, причем очень резво. Разумеется, повинуясь какому-то стадному инстинкту, не долго думая, ломанулись и мы. Оказывается, недалеко от наших столиков загорелся большой газовый баллон, используемый для приготовления горячих блюд и уж очень не хотелось, чтобы он ещё и взорвался, разбрасывая раскаленные осколки металла во всех окружающих, включая нас. Поэтому отбежали мы довольно далеко, на противоположную сторону улицы и только спустя минут 10 вспомнили, что не заплатили за еду, а возвращаться туда уже как-то не хотелось :)) На том и порешили, а на в очередной раз, сэкономленные деньги купили ещё конфет с дурианом.
Оказалось, что в этот вечер Эле и Юре нужно было улетать обратно на Филиппины, поэтому мы проводили ребят до отеля, где они забрали свои вещи и направились на Вавасан, чтобы найти автобус до аэропорта. Т.к. время было уже довольно позднее и автобуса мы так и не нашли, то после недолгого прощания, ребята поймали такси и отбыли в аэропорт. У нас же оставался ещё один, завтрашний день на Борнео и его, не долго думая, мы решили провести на острове Манукан.
Очередной день пролетел быстро. После возвращения с острова, мы прогулялись по рынку, где затарились местными сувенирами и разными вкусностями, а на следующий день улетели в Куала-Лумпур и далее в Бангкок.
Не смотря на жуткую грозу в Куала-Лумпуре, оба перелета прошли спокойно и к вечеру мы прибыли в ставший уже почти родным Бангкок, который встретил нас мощной грозой и проливным дождём, но это уже совсем другая история ;)

1. Очень интересный отчет и большое количество фото! Огромное спасибо за это напоминание о пребывании на о.Борнео. Мы были потом еще много раз здесь, и каждый раз вспоминали нашу встречу. А особенно тот момент, когда ты, не побоявшись взрыва вернулся к столику и забрал питьевую воду! Смельчак ты, Серега! С такими как вы, можно идти в разведку смело! Просмотрев фото. не могу вспомнить синий шарообразный цветок..Такая красота! А вообще Борнео -удивительное место с обильной фауной и флорой...

1. Элечка, большое спасибо за высокую оценку моего скромного "творчества" :)) Согласен, Борнео, действительно, место интересное, жаль только, что в последние годы уничтожено очень много лесов, зачищенных под масличную пальму. Долбаный капитализЬм! Так у них скоро вообще джунглей не останется :((

2. Спасибо, Серёжа! С удовольствием почитал и посмотрел. Я и Тамара очень любим Кота Кинабалу, где бывали трижды. Очень-очень нам там нравится. рады, что вам там тоже понравилось. А в Кучинге (штат Саравак) не бывали? Тоже очень интересное местечко.

1. Марк Самуилович, спасибо за оценку моего скромного "творчества". В тот раз, в Кучинге, к сожалению, побывать так и не удалось. Может быть когда-нибудь в следующий раз, потому что Борнео нам тоже понравился.

3. Молодец, красивый отчет! А вкусного местного аррака домой привезли?

1. Не, аррак домой не привезли, т.к. летали AirAsia без багажа. Зато привезли тайского рома SongSom :)